Размер:
Цвет:

2017 год

Отчет о выполнении плана нормотворческой деятельности Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2017 году

 

В соответствии с п. 13 Положения о проведении мониторинга правоприменения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утвержденного постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.09.2011 № 136, учитывая Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», сообщаю следующее.

Во исполнение пункта 5 Плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2017 год (далее – План), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2016
№ 1751-р, Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент) в 2017 году осуществлялся мониторинг правоприменения законодательства в сфере государственной системы лицензирования пользования недрами (в части действия Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1
«О недрах» (далее – Закон Российской Федерации «О недрах»), нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного     округа – Югры).

В течение 2017 года в Закон Российской Федерации «О недрах» внесены изменения Федеральными законами Российской Федерации
от 26.07.2017 № 188-ФЗ и от 30.09.2017 № 283-ФЗ.

Федеральным законом от 26.07.2017 № 188-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» введен упрощенный порядок пользования участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, при строительстве и реконструкции автодорог. Без проведения конкурса или аукциона право пользования участком недр местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, решено предоставлять для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автодорог общего пользования, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров, заключенных в рамках законов о контрактной системе, о корпоративных закупках.

Определены также категории лиц, которым участки предоставляются.

Федеральным законом от 30.09.2017 № 283-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Закона Российской Федерации «О недрах» Республика Коми включена в число субъектов РФ, в границах которых участки недр предоставляются в пользование на срок до 7 лет при проведении работ по их геологическому изучению. По общему правилу при проведении работ по геологическому изучению участков недр последние предоставляются в пользование на срок до 5 лет. Исключение составляют территории, где сложные климатические и ландшафтно-географические условия значительно ограничивают временные рамки и условия проведения указанных работ. К таким территориям решено отнести Республику Коми.

В целях реализации изменений Закона Российской Федерации «О недрах» принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.09.2017 № 57-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О пользовании участками недр местного значения на территории Ханты-Мансийского автономного                   округа – Югры», а также постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.11.2017 № 127 «О внесении изменений в приложение 1 к постановлению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.12.2016 № 157 «О Департаменте недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и приказ Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.02.2018 № 7-нп «Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры государственной услуги по предоставлению права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования».

В результате проведенного мониторинга установлено, что норм, противоречащих федеральному законодательству либо допускающих возможность неоднозначного толкования и применения, а также коррупциогенных факторов не выявлено, в связи с чем предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации отсутствуют.

Мониторинг правоприменения Федерального закона от 30.11.1995    № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» за период 2017 года не осуществлялся, так как применение данного нормативного правового акта находится в компетенции Российской Федерации.

Во исполнение пункта 5 Плана мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры на 2017 год, утвержденного распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.09.2016 № 524-рп, Департаментом в 2017 году осуществлялся мониторинг правоприменения законодательства в сфере государственной системы лицензирования пользования недрами в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в рамках которого установлено следующее.

В закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.04.1996 № 15-оз «О недропользовании» изменения в 2017 году не вносились.

Принят закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.09.2017 № 57-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О пользовании участками недр местного значения на территории Ханты-Мансийского автономного                   округа – Югры».

Приняты приказы Департамента от 06.12.2017 № 18-нп «О внесении изменений в приказ Департамента по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.01.2016 № 1-нп «Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа Югры государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи» и от 11.05.2017 № 7-нп «Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры государственной услуги по предоставлению по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых».

В приказы Департамента по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.07.2012 № 11-нп «Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры государственной услуги по предоставлению права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом», от 23.07.2012 № 14-нп «Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры государственной услуги по предоставлению права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр местного значения, право пользования которым досрочно прекращено», от 18.09.2012 № 16-нп «Об утверждении административного регламента предоставления Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры государственной услуги по предоставлению права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых» изменения не вносились.

Принятие (издание) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федеральных законов, в случаях установленных, актами большей юридической силы, не требуется.

Мониторинг осуществлен по показателям:

1). Осуществление мониторинга для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Российской Федерации проанализирована и оценена информация о практике их применения, в результате:

а) не выявлено несоблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

б) отсутствует необходимость принятия (издания) иных нормативных правовых актов;

в) нормативные правовые акты, в отношении которых осуществлен мониторинг, приняты (изданы) в пределах компетенции органа, их принявшего (издавшего);

г) фактов искажения смысла положений федерального закона, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека при принятии указанных нормативных правовых актов не выявлено;

д) нормы принятых (изданных) нормативных правовых актов не противоречат международным обязательствам Российской Федерации;

е) коррупциогенные факторы в указанных нормативных правовых актах отсутствуют;

ж) факты неполноты в правовом регулировании общественных отношений отсутствуют;

з) коллизия норм права отсутствует;

и) наличие ошибок юридико-технического характера не выявлено;

к) не выявлено использование положений нормативных правовых актов в качестве оснований совершения юридически значимых действий;

л) искажение смысла положений нормативных правовых актов при их применении не выявлено;

м) неправомерных или необоснованных решений действий (бездействий) при применении нормативных правовых актов не выявлено;

н) фактов использования норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления не выявлено;

п) заявления по вопросам разъяснения норм, принятых (изданных) нормативных правовых актов в Департамент не поступали;

р) судебные акты, в том числе вступившие в законную силу об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными указанными нормативными правовыми актами, не принимались;

с) обращения (предложения, заявления, жалобы), связанные с применением указанных нормативных правовых актов в Департамент не поступали;

т) правонарушения в сфере действия нормативных правовых актов не выявлялись.   

2). В целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов:

а) несоблюдение пределов компетенции органа государственной
власти, государственных органов и организаций при издании
нормативных правовых актов не выявлено;

б) неправомерные или необоснованные решения, действия
(бездействие) при применении нормативных правовых актов отсутствуют;

в) коррупциогенные факторы, в том числе при проведении антикоррупционной экспертизы не выявлены;

е) антикоррупционная экспертиза независимыми экспертами не проводилась;

з) обращения (предложения, заявления, жалобы) о несоответствии нормативных правовых актов антикоррупционному законодательству Российской Федерации, в том числе о наличии в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов в Департамент не поступали;

и) правонарушения в сфере действия нормативных правовых актов не выявлялись.

В целях устранения противоречий между нормативными
правовыми актами равной юридической силы:

а) наличие противоречий между нормативными правовыми актами
общего характера и нормативными правовыми актами специального
характера, регулирующими однородные отношения не выявлены;

б) используется единая понятийно-терминологическая система;

в) дублирующие нормы права отсутствуют;

г) противоречия в нормативных правовых актах, регулирующих однородные отношения, принятых в разные периоды, отсутствуют;

д) отсутствуют ошибки юридико-технического характера;

е) обращения (предложения, заявления, жалобы), в том числе по вопросам понятийно-терминологической системы, наличия дублирующих норм и противоречий, а также ошибок юридико-технического характера не поступали.

Неполнота правового регулирования общественных отношений, коллизия норм права, не применяемость норм на практике или искажение норм при их применении, не выявлена.

Кроме мониторинга правоприменения, Департаментом проведено изучение и оценка показателя эффективности разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (далее – показатель эффективности, органы государственной власти).

По результатам изучения показателя эффективности последний можно оценить, как соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации, действия и принимаемые нормативные правовые акты органов государственной власти не противоречат друг другу.

При выявлении правовых пробелов в законодательстве автономного округа, проекты нормативных правовых актов разрабатываются в порядке и сроки, установленные в приложении к распоряжению Аппарата Губернатора от 10.09.2014 № 203-р «О порядке координации нормотворческой деятельности исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по результатам мониторинга законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Опубликовано: 29.01.2018 12:55        Обновлено: 11.12.2018 12:56